Исследования подтвердили истинность древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь».
Установлено, что в среднем человек запоминает 1/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100-процентное усвоение.
Легкие виды умственной работы чередуйте с трудными.
Начинайте всегда с более трудных заданий, одолев которые следует приступать к легким. Вам будет приятно осознавать, что самая трудная часть работы уже выполнена.
Учащимся нужно знать, как выполнять домашние упражнения.
Начинайте выполнять их только тогда, когда вам понятны все условия и требования. Задания, как известно, бывают тренировочные и контрольные. Выполняя первые, положите перед собой листочек с подсказками: площадь круга, длина окружности и т.п. Не допускайте вписывания неправильных ответов, они могут «зацепиться» в памяти и вы постоянно будете ошибаться. Чем ближе к концу обучения, тем меньше следует опираться на записи; используйте последние только для подстраховки, когда правильный ответ уже записан.
Помните, что первые 6 часов после обучения происходит забывание почти 70% информации.
Если информацию надо запомнить надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще всего увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельность. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка читать.
- Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребёнком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным Этот пример может стать заразительным для всех.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребёнка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Вместе с ребёнком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
- Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Обязательно запишите ребёнка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 10-15 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Чтобы предотвратить близорукость ребёнка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребёнок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение для гигиены чтения имеет место работы ребёнка: оно должно быть у окна, не затемнённого шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60-80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять на подставке под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30 – 40 см. Используйте цветную полоску картона (лучше зелёного цвета) для слежения при чтении.
А чтение книг по – Брайлю во времени не ограничено: чем больше читает ребёнок – тем выше скорость чтения и легче обучение в старших классах! Можно читать в темноте!
- При чтении сидеть нужно прямо, не наклоняя головы к столу, руки держать на книге, слегка прикасаясь к ней ладонями.
- Текст должен лежать так, чтобы его строчки были в горизонтальном положении.
- Обе руки несут одинаковую нагрузку, особенно указательные пальцы.
- Указательным пальцем правой руки надо найти начало строки и начинать читать. Затем чтение идет двумя руками. Не доходя до конца строки левой рукой, нужно спуститься вниз и найти начало новой строки. Правая рука в это время дочитывает строчку до конца. Когда правая рука дочитает верхнюю строку, то ее палец присоединяется к чтению нижней строки, к левой руке, которая уже начала чтение нижней строчки. Далее пальцы читают вместе, а затем левая рука снова спускается вниз и начинает чтение новой строчки. Затем к ней снова присоединяется правая рука.
Правая рука – всегда дочитывает строчку до конца, а левая рука ищет начало новой строки и начинает ее чтение.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания мы, родители, успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В качестве первого блюда ребенку-школьнику можно приготовить
-
бульоны (куриный, мясной, рыбный) ;
-
супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками; вегетарианские супы;
-
супы молочные, фруктовые.
Вторым блюдом могут быть котлеты, биточки, тефтели, различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, запеченная рыба, птица, тушеное мясо, азу, гуляш, бефстроганов .
Полдник: кефир (молоко); печенье или хлебцы из цельных злаков; свежие фрукты.
Ужин: овощное (творожное) блюдо или каша; молоко (кефир).
При построении рациона питания детей необходимо:
-
Правильно распределять продукты в течении дня. Так, например, продукты богатые белками, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, требуют для переваривания значительно большего количества пищеварительных соков. Мясные продукты богаты экстрактивными азотистыми веществами, которые возбуждают центральную нервную систему и такой ужин может приводить к беспокойному сну ребенка, или вообще, к бессоннице. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц надо использовать в первую половину дня, а молочно-растительные блюда,– на ужин.
-
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
-
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. Школьникам, особенно младшего возраста, стоит ограничивать жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии. Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
-
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Важным дополнением белковой части рациона школьника являются бобовые и орехи. Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения. Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные. В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
-
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
-
Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
-
На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
-
Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Поэтому правильное питание и его грамотная организация — это то, что обеспечивает организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всех возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Нет питания — нет здоровья
Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков хронических заболеваний (ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения). По мере взросления детей распространённость гастритов возрастает в 19 раз, заболеваний щитовидной железы - в 6 раз.
При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Поэтому ежедневно ребёнку необходимы блюда из мяса или рыбы, молоко и молочные продукты. Такие продукты, как яйца, сыр, творог, школьник обязательно должен получить не реже 2-3 раз в неделю. Продукты, богатые животным белком, следует употреблять в первую половину дня, что учитывается при составлении меню школьных завтраков и обедов.
При учебных нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведёт к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей.
Что могут родители?
-
Понаблюдайте за вкусовыми пристрастиями своего ребенка, приготовьте то, от чего он не откажется. Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщенной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.
-
Не предлагайте в качестве перекуса шоколад, конфеты. Эти продукты конечно обеспечат суточное количество калорий, но при этом организм не получит нужных питательных веществ.
"Школьный бутерброд" не заменит полноценного обеда
Важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед. Немаловажно и то, чтобы ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, напрямую зависит наше здоровье.
-
Диета против стресса.
Многие заболевания, обусловленные стрессом, возникают из-за дефицита питательных веществ. Так, для правильного функционирования нервной системы важны витамины комплекса В.
В условиях стресса истощаются запасы кальция и магния, поэтому в рационе ребенка ежедневно должны присутствовать продукты, богатые этими веществами. Молоко, кефир и творог – основные источники кальция. Дефицит магния помогут восполнить те же молочные продукты, а также рыба, мясо, морепродукты, яблоки, абрикосы, сухофрукты, овощи с зелеными листьями, бананы, грецкие орехи.
Школьники должны регулярно есть продукты, содержащие бета-каротин и витамин С: зеленые и красные овощи, цитрусовые (лимон, апельсин, грейпфрут), зелень, ягоды (черная смородина, малина). Очень полезен отвар из плодов шиповника, его можно давать ребенку пить вместо чая. Кроме всего прочего, стресс способствует формированию свободных радикалов, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы дети получали комплекс веществ, оказывающих выраженное антиоксидантное действие: витамин С, каротин, селен и цинк. Этими веществами богаты рыба, овощи, орехи, морская капуста, цитрусовые, ягоды (вишня, черная смородина), мясо.
Правильное питание – хорошие отметки.
Сегодня педиатры убеждены «Школьного гастрита можно избежать, если дети будут правильно питаться».
Переваренная пища поступает в кровь, мозг, и благодаря этому он активно работает. У школьников два пика работоспособности: с 9-12 и с 16-18, а это означает необходимость завтрака и обеда.
Польза завтраков доказана: те, кто получал полноценный завтрак, лучше развивался. Детский завтрак – пища для мозга, и не удивительно, что школьники, полноценно завтракающие, имели более высокие математические способности, они реже испытывают угнетённое состояние.
Часто в кино или в пьесе герой или героиня падают в обморок, узнав неприятную новость или сильно испугавшись. Обычно обморок у нас ассоциируется с событиями подобного рода. Но обморок может произойти в результате многих причин.
Люди могут упасть из-за пребывания в тесной и плохо проветриваемой комнате, из-за голода, усталости, сильной боли, эмоционального потрясения и по многим другим причинам. Непосредственной причиной обморока является недостаток снабжения мозга кровью.
Поскольку обмороки происходят довольно часто, важно знать, что надо делать в таких случаях. Человека, который чувствует, что вот-вот упадёт в обморок, необходимо уложить. Если это невозможно, заставьте его наклониться, чтобы его голова оказалась на уровне колен. Смысл этих действий в том, чтобы в мозг поступало больше крови.
Если кто-то упал в обморок, уложите его и ослабьте тугую одежду. Опустите пониже его голову или поднимите ноги. Повторяем ещё раз, что целью является увеличение поступления крови в мозг. Когда человек придёт в сознание, ему можно дать что-нибудь тонизирующее, например кофе, или дать понюхать нашатырный спирт.
Иногда человек теряет сознание по каким-то другим причинам. Например, от удара по голове, шока, солнечного удара, перегрева или даже от отравления.
Существует 2 разновидности бессознательного состояния, при которых оказывается различная помощь. Одна из них – «красное» бессознательное состояние. Лицо при этом краснеет, а пульс усиливается. Пациента необходимо уложить, слегка приподняв его голову и плечи. На голову необходимо положить холодный компресс. В случае «белого» бессознательного состояния лицо бледнеет, кожа становится липкой, пульс слабый. Пациента необходимо уложить, опустив его голову, и чем-нибудь накрыть, чтобы согреть.
|