Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью. Например, у ребенка выработалась привычка ложиться спать в определенное время, невыполнение этого правила вызывает у него капризы, слезы, ухудшение настроения.
Привычки формируются в результате простого повторения.
Привычка может возникнуть непреднамеренно, а навык всегда формируется с заранее поставленной целью. Однако привычку можно выработать и преднамеренно, поставив цель — иметь данную привычку. Человек может преднамеренно избавиться от нежелательной привычки.
С первых дней учения учитель начинает вырабатывать у ученика положительные привычки и эта работа ведется им на протяжении всего обучения от первого до последнего класса.
В I классе у школьников вырабатывают привычку работать, соблюдая определенные условия: порядок на парте, положение тетради при письме, правила письма, правила вежливости. При многократных упражнениях у учащихся вырабатываются не только умения и навыки, но возникает и потребность делать и поступать определенным образом.
Привычки могут быть полезными и вредными. Полезные привычки дают возможность человеку быстро и уверенно совершать нужные действия, без обдумывания их; соблюдать правила поведения, гигиенические правила, правила труда и т. д.
Вредные привычки могут возникнуть очень рано, еще в дошкольном возрасте. Поэтому в младшем школьном возрасте вредные привычки проявляются у детей очень отчетливо, и воспитателям и учителям приходится проводить большую работу по искоренению этих привычек. Например, у некоторых школьников вырабатывается привычка отвечать на требования старших (если эти требования не отвечают желаниям ребенка) капризом, проявлять упрямство, негативизм, грубость. У некоторых учащихся начальной школы проявляются антигигиенические привычки — грызть ногти, во время еды брать пищу рукой, облизывать пальцы после еды и др. У слепых детей есть привычка постоянно трогать глаза руками, надавливать на них, качаться и кружиться во время разговора, стучать руками по столу. Проявляются отрицательные привычки в обращении детей друг с другом — бранные и грубые слова, передразнивание товарищей, гримасничание.
Бороться с отрицательными привычками трудно. Родители должны всеми силами стремиться к тому, чтобы предупредить возникновение плохих привычек. Хороший родитель в любом случае, если заметит у ребенка появление каких-либо отрицательных привычек, немедленно пресекает их и особенно стремится не допускать систематического повторения их.
Родители осуждают сами проявление отрицательных привычек и создают соответствующее мнение о них. Они учат ребенка, что надо делать, заменяя отрицательную привычку положительной, учат его проявлять настойчивость, делать волевое усилие, вызывают у него желание самому изжить отрицательную привычку.
Привычки можно распределить на несколько групп.
1. Трудовые привычки — привычное отношение к труду, манера трудиться, привычка планировать работу и доводить ее до конца, самостоятельно действовать, отношение к личному труду и труду других.
2. Гигиенические привычки — мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы и быть опрятным.
3. Привычки культурного поведения — вежливо обращаться к людям, проявлять внимание к старшим, уступать место в транспорте пожилым, правильно и красиво говорить и т. д.
4. Нравственные привычки — привычки говорить правду, быть честным, вести себя определенным образом в определенных условиях, быть принципиальным и многие другие.
Умственные привычки — привычные способы мышления, привычные способы и подход к решению задач, привычный способ рассуждений.
Привычки часто возникают преднамеренно, когда человек ставит перед собой цель — воспитать у себя определенную привычку и делает для этого волевое усилие. Очень важно, когда под влиянием родителей, учителя или под влиянием коллектива товарищей, или по общественным мотивам ученик преднамеренно вырабатывает у себя положительные привычки.
Ценность такого самовоспитания заключается в том, что учащийся сам пришел к выводу о необходимости выработать у себя привычку.
Например, все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте — все это стало хорошей привычкой у детей. И воспитывалась эта привычка добровольно, сами ученики вырабатывали у себя навыки опрятности, чистоты, аккуратности, а затем это стало привычной формой поведения — перешло в привычку.
Привычки возникают и воспитываются прежде всего путем подражания. Ребенок подражает взрослым; вначале он точно воспроизводит действия взрослых, затем вносит что-то свое на основе опыта и своих индивидуальных особенностей.
Так, многие гигиенические привычки, например, возникают на основе подражания: стремление быть таким, как мама и папа — очень важный фактор, который необходимо использовать при воспитании привычек.
Привычки развиваются и воспитываются в результате требований родителей, учителя, товарищей. Только единая линия воспитания в школе и семье способствует выработке у учащихся нужных, полезных привычек
А теперь несколько педагогических секретов в воспитании нужных «здоровых» привычек.
Секрет 1. Ребенку интересно быть здоровым. Этот интерес надо постоянно «подогревать», т.е. маленькими порциями предлагать новые способы и методы оздоровления и укрепления организма. Ребенку интересно, когда незнакомо, таинственно, загадочно, в игровой форме, с приятными неожиданностями и сюрпризами.
Секрет 2. Здоровье – это удовольствие. И всё, что мы делаем, сохраняя и укрепляя здоровье ребенка, доставляет удовольствие нам, родителям и нашим детям.
Секрет 3. Наши помощники в воспитании «здоровых» привычек - стихи, рассказы, частушки, небылицы.
Рациональное воспитание в семье закладывает положительные привычки ребенка на всю оставшуюся жизнь. Значит, способствует сохранению и укреплению здоровья.
Здоровье ребенка в ваших надежных родительских умах.
Удовольствие в воспитании здоровых привычек приводят к удовлетворенности итогами проделанной работы. А это – эмоциональное состояние приятности, радости, когда родители и дети достигают поставленной цели!
Чего Вам искренне желаю!
powered by CACKLE