Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания мы, родители, успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В качестве первого блюда ребенку-школьнику можно приготовить
-
бульоны (куриный, мясной, рыбный) ;
-
супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками; вегетарианские супы;
-
супы молочные, фруктовые.
Вторым блюдом могут быть котлеты, биточки, тефтели, различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, запеченная рыба, птица, тушеное мясо, азу, гуляш, бефстроганов .
Полдник: кефир (молоко); печенье или хлебцы из цельных злаков; свежие фрукты.
Ужин: овощное (творожное) блюдо или каша; молоко (кефир).
При построении рациона питания детей необходимо:
-
Правильно распределять продукты в течении дня. Так, например, продукты богатые белками, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, требуют для переваривания значительно большего количества пищеварительных соков. Мясные продукты богаты экстрактивными азотистыми веществами, которые возбуждают центральную нервную систему и такой ужин может приводить к беспокойному сну ребенка, или вообще, к бессоннице. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц надо использовать в первую половину дня, а молочно-растительные блюда,– на ужин.
-
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
-
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. Школьникам, особенно младшего возраста, стоит ограничивать жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии. Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
-
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Важным дополнением белковой части рациона школьника являются бобовые и орехи. Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения. Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные. В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
-
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
-
Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
-
На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
-
Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Поэтому правильное питание и его грамотная организация — это то, что обеспечивает организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всех возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Нет питания — нет здоровья
Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков хронических заболеваний (ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения). По мере взросления детей распространённость гастритов возрастает в 19 раз, заболеваний щитовидной железы - в 6 раз.
При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Поэтому ежедневно ребёнку необходимы блюда из мяса или рыбы, молоко и молочные продукты. Такие продукты, как яйца, сыр, творог, школьник обязательно должен получить не реже 2-3 раз в неделю. Продукты, богатые животным белком, следует употреблять в первую половину дня, что учитывается при составлении меню школьных завтраков и обедов.
При учебных нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведёт к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей.
Что могут родители?
-
Понаблюдайте за вкусовыми пристрастиями своего ребенка, приготовьте то, от чего он не откажется. Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщенной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.
-
Не предлагайте в качестве перекуса шоколад, конфеты. Эти продукты конечно обеспечат суточное количество калорий, но при этом организм не получит нужных питательных веществ.
"Школьный бутерброд" не заменит полноценного обеда
Важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед. Немаловажно и то, чтобы ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, напрямую зависит наше здоровье.
-
-
Диета против стресса.
Многие заболевания, обусловленные стрессом, возникают из-за дефицита питательных веществ. Так, для правильного функционирования нервной системы важны витамины комплекса В.
В условиях стресса истощаются запасы кальция и магния, поэтому в рационе ребенка ежедневно должны присутствовать продукты, богатые этими веществами. Молоко, кефир и творог – основные источники кальция. Дефицит магния помогут восполнить те же молочные продукты, а также рыба, мясо, морепродукты, яблоки, абрикосы, сухофрукты, овощи с зелеными листьями, бананы, грецкие орехи.
Школьники должны регулярно есть продукты, содержащие бета-каротин и витамин С: зеленые и красные овощи, цитрусовые (лимон, апельсин, грейпфрут), зелень, ягоды (черная смородина, малина). Очень полезен отвар из плодов шиповника, его можно давать ребенку пить вместо чая. Кроме всего прочего, стресс способствует формированию свободных радикалов, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы дети получали комплекс веществ, оказывающих выраженное антиоксидантное действие: витамин С, каротин, селен и цинк. Этими веществами богаты рыба, овощи, орехи, морская капуста, цитрусовые, ягоды (вишня, черная смородина), мясо.
Правильное питание – хорошие отметки.
Сегодня педиатры убеждены «Школьного гастрита можно избежать, если дети будут правильно питаться».
Переваренная пища поступает в кровь, мозг, и благодаря этому он активно работает. У школьников два пика работоспособности: с 9-12 и с 16-18, а это означает необходимость завтрака и обеда.
Польза завтраков доказана: те, кто получал полноценный завтрак, лучше развивался. Детский завтрак – пища для мозга, и не удивительно, что школьники, полноценно завтракающие, имели более высокие математические способности, они реже испытывают угнетённое состояние.
powered by CACKLE