Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще всего увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельность. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка читать.
- Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребёнком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным Этот пример может стать заразительным для всех.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребёнка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Вместе с ребёнком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
- Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Обязательно запишите ребёнка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 10-15 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Чтобы предотвратить близорукость ребёнка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребёнок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение для гигиены чтения имеет место работы ребёнка: оно должно быть у окна, не затемнённого шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60-80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять на подставке под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30 – 40 см. Используйте цветную полоску картона (лучше зелёного цвета) для слежения при чтении.
А чтение книг по – Брайлю во времени не ограничено: чем больше читает ребёнок – тем выше скорость чтения и легче обучение в старших классах! Можно читать в темноте!
- При чтении сидеть нужно прямо, не наклоняя головы к столу, руки держать на книге, слегка прикасаясь к ней ладонями.
- Текст должен лежать так, чтобы его строчки были в горизонтальном положении.
- Обе руки несут одинаковую нагрузку, особенно указательные пальцы.
- Указательным пальцем правой руки надо найти начало строки и начинать читать. Затем чтение идет двумя руками. Не доходя до конца строки левой рукой, нужно спуститься вниз и найти начало новой строки. Правая рука в это время дочитывает строчку до конца. Когда правая рука дочитает верхнюю строку, то ее палец присоединяется к чтению нижней строки, к левой руке, которая уже начала чтение нижней строчки. Далее пальцы читают вместе, а затем левая рука снова спускается вниз и начинает чтение новой строчки. Затем к ней снова присоединяется правая рука.
Правая рука – всегда дочитывает строчку до конца, а левая рука ищет начало новой строки и начинает ее чтение.