Многие родители считают, что надо научить его читать, писать, считать и чем лучше он будет это делать, тем лучше его готовность к обучению. Не стоит этого делать. Ведь всему этому и многому другому его научат в школе. Что же делать до школы?
Первое, на что следует обратить внимание – физическое развитие ребенка, развитие двигательной сферы...
Учите ребенка правильно двигаться, ходить (согласовывать движения рук и ног при ходьбе), выполнять простые движения: поднимать руки вверх, в стороны, вперед, вниз и т.д. Делайте с детьми зарядку.
Учите ребенка выполнять различные упражнения с предметами, игрушками: захватывать, бросать, кидать, катать мяч, собирать пирамидку. Покажите, что можно делать с тем или иным предметом, игрушкой, как играть с куклой, машинкой, кубиками и т.д. Научите ребенка выполнять различные действия с предметами по указанию взрослого. Помните, всему тому, чему зрячий ребенок учится по подражанию, слепого ребенка надо специально обучать.
Второе: формирование навыков самообслуживания. Ребенка следует научить придерживаться распорядка дня, по возможности самостоятельно раздеваться и одеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, пользуясь ложкой, пить из чашки. Ведь вашему ребенку, скорее всего, придется жить в интернате. Оставлять ребенка в интернате или ежедневно привозить его на занятие (если близко живет) решают родители.
Третье: обратите внимание на адекватность поведения ребенка. Он должен здороваться, прощаться, спокойно сидеть за партой и слушать определенное время, не мешая другим, отвечать на вопросы взрослого. Научить ребенка этому можно во время походов в театр, прослушивая аудиозаписи, смотря вместе телевизор, читая сказки. Учите ребенка общаться со взрослыми и со сверстниками.
Четвертое: для чтения и письма по Брайлю большое значение имеет развитие мелких мышц руки (моторики), осязания, тактильные ощущения. Для этого используются различные игры и упражнения:
- захват мелких предметов двумя разными пальцами поочередно; упражнения на манипулирование и удерживание предметов, необходимых в быту (полотенце, расческа, ложка, тарелка, игрушки и т.д.);
- работа с различными видами мозаики, пластилином (скатывание колбаски, шариков), сортировка мелких предметов.
- игры на пальцах: «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», сгибание, разгибание пальцев, соединение их в колечки и т.д.
Для развития осязания используются различные виды упражнений на узнавание предмета, определение поверхности (стена, дверь); находить разницу в деревянных, металлических, пластмассовых и т.д. поверхностях. Важно узнавать предметы на ощупь.
Пятое: развитие речи. Надо научить ребенка хорошо и правильно говорить. У незрячего и слабовидящего ребенка, не видящего артикуляцию, часто возникают логопедические нарушения. Необходимо принять все меры, чтобы в домашних условиях нарушения речи были сведены до минимума. Учите строить полные предложения до 6-8 -ми слов с использованием прилагательных и предлогов. Пересказывать сказки по вопросам, рассказывать наизусть стихи, сочинять рассказы – это должен уметь дошкольник.
Шестое: обратите внимание на ориентировку в пространстве. Обучайте ориентировке в комнате с использование слов, выражающих пространственные отношения: внизу, вверху, слева, справа, впереди. Учите распознавать подошвами ног некоторые покрытия (ковер, линолеум, кафельный пол и т.д.). Учите владеть тростью, ходить с сопровождающим.
Все это будет тем фундаментом, на котором незрячий ребенок будет приобретать учебные знания по отдельным предметам.
Ждем вас в первый класс!
powered by CACKLE