Психологическая безопасность образовательной среды
Опубликовано: 23.10.2017Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.
И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Г.В. Грачев понимает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе».
Психологическая безопасность
Психологическая безопасность - это, прежде всего, доверие к тому, что тебя окружает. Это подразумевает отсутствие страха, тревоги и других негативных чувств, возникающих при соприкосновении с миром.
Впервые психологическую безопасность мы получаем через отношение мамы - к нам и миру в целом. Мама транслирует младенцу чувство устойчивости и надежности окружающего мира - и малыш вырастает с установкой "мир дружественен для меня". Или мама транслирует чувство неустойчивости и тревожности, и малыш получает установку "мир враждебен для меня".
Вырастая, мы живем с установками доверия или недоверия к миру в целом, что проявляется в отношении к людям.
Доверие (не путать с доверчивостью) проявляется в дружелюбии,радушии, позитиве, отсутствии ожиданий негативных сценириев жизни и "плохих" поступков со стороны окружающих.
Недоверие к миру - это негативные мысли, поиск "подвоха" со стороны других людей, проявление неуместной агрессии, фоновое ожидание неприятностей. С установкой базального недоверия к миру человек живет в состоянии неосознаваемой тревожности - ему сложно устанавливать и поддерживать контакты, коммуникации с людьми оказываются неплодотворными, часты конфликтные ситуации, которых можно было избежать.
Тревожный жизненный фон приводит к проблемам в семье, на работе, в отношениях с друзьями; может проявляться через телесные заболевания. С такими трудностями можно и нужно работать и преодолевать с помощью специалиста.
Кратковремемнную потерю психологической безопасности и устойчивости мира могут почувствовать все, кто оказался в стрессовой или травматической ситуации (потери, насилие, смерти, увольнение, развод...).
Консультация «Психологическая безопасность образовательной среды»
Самира Искандерова
Консультация «Психологическая безопасность образовательной среды»
" Психологическая безопасность образовательной среды "
Психологическая безопасность- это состояние психологической защищенности , а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.
Факторами риска в образовательной среде могут быть :
- недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
- низкая активность детей и педагогов;
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
- низкий уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.
Психологически безопасной образовательную среду можно считать , если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия .
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека :
- позитивное настроение, в котором находится человек;
- высокий уровень психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страх, неудачи и др.
Но психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа
Ольга Олеговна Андронникова, кандидат психологических наук, доцент,
зав. кафедрой практической психологии Новосибирского гуманитарного института,
гештальт-терапевт, психодраматист, арт-терапевт.
В процессе обновления современного общества, возрастания требований к личности и её профессионализму, все более актуальными становится вопросы повышение качества образования. Решение данной проблемы связано с рядом аспектов: модернизацией содержания образования, оптимизацией способов, технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. Все это, с одной стороны, так или иначе, приводит к изменениям образовательной среды, с другой увеличивает требования к участникам образовательного процесса и специфики их межличностного взаимодействия.
Анализ исследований рада авторов (Грачев Г.В., 1998; Кабаченко Т. С., 2000; Баева И.А., 2002), показал, что эффективность образовательного процесса будет зависеть от показателя психологической безопасности образовательной среды. По данным исследований Лебедевой О.Е. и Сыманюк Э.Э. хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (школа без опасности насилия, унижения, оскорбления). Для родителей же «хорошая школа» должна обеспечивать безопасность детей, заботиться об их здоровье [9].
Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации [6].
Психологическая безопасность в школьной среде
Психологическая безопасность
образовательной среды и характер общения ее участников.
Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие взрослые люди https://h-xtech.com/ru/training вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у малышей. Причем это необязательно, только родители. Воспитатели в детском саду, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь четко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьезными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозам.
В качестве яркого примера можно привести воспоминания известного мастера фильмов ужасов Альфреда Хичкока о неудачных методах воспитания его отца: « В пять лет мой отец отправил меня с запиской к начальнику полицейского участка. Тот прочел записку, а затем закрыл меня в камере минут на пять, потом открыл дверь и сказал: «Вот так мы поступаем с непослушными маленькими детьми». С тех пор мне так и не удалось избавиться от всепоглощающего страха перед полицейскими ». И хотя Хичкок добился славы как знаменитый режиссер, но всю жизнь сам страдал от своих страхов, например, он в течение 11 лет не мог заставить себя сесть за руль автомобиля, потому что боялся встречи с полицейским и штрафа. Этот пример показывает, как психологическая безопасность детей важна для всей последующей жизни человека. При этом не стоит путать её со вседозволенностью, поскольку некоторые современные родители буквально восприняли японскую мудрость о том, что ребенок до 5 лет царь, а потом раб. В подавляющем большинстве случаев итогом неразумной вседозволенности до 5-6 лет становится исковерканная психика ребенка, который не знает слова «нет» и впадает в истерики при каждой попытке отказа.