Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинаю на ранних этапах.
ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
применять правило;
проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Приемы по выработке орфографической зоркости
1. Списывание
Памятка.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.Проверь написанное.
2. Комментированное письмо с указанием орфограмм
Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ребёнок, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
3. Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок
4. Зрительный диктант
Цель зрительного диктанта - предупреждение ошибок. Текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем ребёнку предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать).
5. Выборочный диктант.
Выборочный диктант, когда ребёнок по заданию отбирает для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
6.Поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Рабочие листы представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываю, насыщая необходимыми орфограммами или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ребёнку необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.
Кроме основных упражнений, можно применять занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты.
powered by CACKLE